Центр здорового образа жизни
"АУРА"
+7(727)328 48 56
+7(777)030 35 54

“Для чего я пришел на эту землю” – Нурлан Караходжаев.

Нурлан Караходжаев – инструктор по цигун и тай-цзи цюань в центре здорового образа жизни «Пространство Аура». Названия эти для многих загадочные. Кто-то вспомнит кадры китайского телевидения, когда тысячи людей по утрам на площадях выполняют какие-то упражнения. Сегодня с помощью Нурлана мы выясним наконец, что это за китайская гимнастика и зачем она нужна нам, алматинцам. – Здравствуйте, Нурлан! Скажите, профессия, азы которой вы осваивали в институте, как-то связана с тем, чем вы занимаетесь сейчас? – По первому образованию я биолог, мне всегда было интересно, как устроена жизнь. Учился в Санкт-Петербурге, по распределению в 1992 году приехал сюда, в Алма-Ату. Работал в Академии наук, в Институте зоологии. Но в 90-е годы как раз произошел развал Советского Союза, и внутри и вокруг меня тогда царил хаос. Естественно, это подтолкнуло меня к поискам философской системы, картины мира, которая могла бы описать то, что со мной происходит. Все началось с динамических медитаций Ошо. Во время первой же практики произошло нечто, что заставило меня глубоко задуматься, для чего я живу. После активных техник нам предложили сесть напротив стены и, глядя в одну точку, задать себе вопрос: «Для чего я пришел на эту Землю?» Сидел я достаточно долго, и вдруг из стены появился образ китайского мудреца, который сказал: «Помогать людям». Как и чем я им мог помочь? Ответа не было… Через полгода я посетил семинар по Рейки. Что это такое, я тогда тоже не знал, и так получилось, что мой мастер Рейки занимался еще и цигуном. Он был не китаец, а голландец, звали его Ханс Трефферс. Один из первых мастеров, работавших на постсоветском пространстве. На первом занятии по цигуну меня поразило то, с какой пластикой, грацией, внутренней силой немолодой уже человек выполнял упражнения, которые мы, молодые, повторить не могли. – То есть с этого момента вы и стали заниматься цигуном? – Да, Ханс приезжал два раза в год, проводил семинары, и на этой волне мы занимались еще пару месяцев, потом забрасывали. Чтобы подойти к этому осознанно, должен был случиться коренной перелом в моей жизни. – Что же вас подтолкнуло? – Это был в прямом смысле перелом. Находясь в экспедиции, я упал с высоты и сломал себе позвоночник. Спинной мозг, к счастью, не был задет, но врачи пообещали инвалидную коляску. Перспективы нерадужные для молодого человека. Жизнь заставила принять всю ответственность за свое здоровье исключительно на себя. Я нашел мануального терапевта, который помог мне сеансами массажа, а сам стал потихоньку заниматься цигуном. – Уже без мастера, самостоятельно? – Да, мне просто некуда было деваться. Позвоночник – это внут­ренний стержень, и мне нужно было его в себе найти. Или ты будешь здоровым, или проведешь жизнь в инвалидном кресле. Я выбрал здоровье. Когда принял это решение, обстоятельства стали складываться в мою пользу. Мне попалась книга о людях, переживших еще более серьезные травмы позвоночника, и каждый из них нашел свой путь исцеления. Кто-то стал заниматься йогой, кто-то ездить на лошади, один вообще ушел жить в горы, и все они в итоге выздоровели. Это была хорошая психологическая поддержка. Как раз в это время приехал мой мастер из Голландии. Он проводил целительные сеансы для детей в санатории «Алатау» и пригласил нас, своих учеников, принять участие. Были очень хорошие результаты, у детей улучшалось самочувствие. Мне неожиданно предложили поработать там инструктором ЛФК, следующие четыре года я занимался с детьми и их родителями. Через некоторое время познакомился с тайцзицюань, тоже как бы случайно. Из Бишкека приезжал Владимир Марусич, президент Тянь-Шаньской федерации тайцзицюань, набирал группы. Когда он предложил нам выполнить базовые движения, сразу пошел такой мощный поток энергии, я понял, что это тоже мое, стал заниматься. Прошел у Владимира курс обучения, потом курс для инструкторов. С тех пор я преподаю и цигун, и тайцзи. – А чем они отличаются друг от друга? – Тайцзи, в переводе с китайского, означает «Великий Предел». Мы изучаем большие комплексы, где одно упражнение перетекает в другое. Они направлены как на укрепление здоровья, так и на реабилитацию после травм. Кроме этого, тайцзи – это боевая система, которая относится к внутренним стилям ушу. Идет глубокая работа с психикой человека, на занятиях в первую очередь мы учимся расслабляться. Когда ты расслаблен в физическом плане, у тебя глубокое, спокойное дыхание. Управляя своим дыханием, можно управлять мыслями и эмоциями. Ведь каждая эмоция привязана к определенному типу дыхания. Когда мы злимся, дышим учащенно, прерывисто, когда грустим, тяжко вздыхаем. От страха человек затаивает дыхание. То есть регулируя процесс дыхания, мы можем регулировать свой психоэмоциональный фон. Спокойный, ясный ум необходим как в обычной жизни, так и в боевой практике. Если кто-то бросается на тебя с кулаками, порой достаточно слегка повернуться, и противник упадет, навредит сам себе. Тот же самый прием можно применять в любых житейских ситуациях, спокойно течь, как вода, огибая все преграды. Меняется сознание, и вместе с этим меняется мир вокруг вас. Кстати, пять лет назад меня пригласили в Каспийский университет преподавать тайцзицюань студентам вместо физкультуры. – И как студенты на это реагируют? Лучше посещают, чем физкультуру? – Честно говоря, не очень. Человек в молодости, к сожалению, не понимает, что здоровье не­вечно и требует постоянной работы. Только когда что-то случается, тогда уже люди начинают заниматься. Я часто шучу: «Если бы молодость знала, старость бы дольше могла». – Расскажите более подробно о цигуне, что это за система? – Само слово «Ци-Гун» состоит из двух иероглифов, смысл которых многозначен. «Ци» – это и энергия, и дыхание, и движение, и эмоции, даже сознание и просто жизнь. «Гун» – это работа, которая требует много времени и сил, мастерство, искусство. Поэтому в зависимости от контекста можно перевести как «работа с дыханием», «работа с эмоциями», «искусство управления энергией», а, по большому счету, это мастерство жизни. Это многоплановая система, которая включает в себя как физическую, так и ментальную сторону. Для физики тела это упражнения для позвоночника, растяжки, проработка суставов. На Востоке говорят, что человек молод настолько, насколько гибок его позвоночник. А для психики это работа с энергетическими потоками, медитативное дыхание «дао-инь», массаж биоактивных точек. В самом искусстве цигун есть понятие «Вэйгун» и «Нэйгун». Внешний и внутренний цигун. То есть мастер, достигший высокого уровня, может просто сидеть или стоять, внешне ничего не делая. Между тем он производит глубокую внутреннюю работу, не видимую обычному человеку. Но для этого тело должно быть подготовлено. Лично меня цигун привлекает тем, что работа идет на всех уровнях – физическом, эмоциональном и духовном. Постепенно он становится образом жизни, потому что включает в себя дыхание, питание и общение в социуме. Или необщение, в зависимости от необходимости на данный момент. Есть такой даосский принцип «У-вэй», что переводится как «недеяние», но это не подразумевает пассивное ничегонеделание, а просто неделание ничего лишнего. Философия цигуна основана на знании о циркуляции энергии, энергетических каналах и центрах. В китайской традиции принято выделять три таких центра, называемых «даньтянь», или «киноварное поле», или просто «котел». Нижний даньтянь расположен внизу живота и отвечает за наше физическое здоровье, если в нем достаточно энергии и она правильно циркулирует, человек здоров. Средний даньтянь находится в центре груди и ответственен за психоэмоциональное состояние. И верхний расположен в голове, естественно, он отвечает за ментальную составляющую человека. На Востоке человек рассматривается как триединство – тело, душа и дух. Также существует учение о пяти первоэлементах, или стихиях «У-син» – это дерево, огонь, металл, земля и вода. С каждым из этих элементов связан определенный сезон года и орган в физическом теле. Например, стихия дерева – это весна, она связана с печенью. Весной мы все хотим перемен, влюбляемся, меняем работу, принимаем какие-то решения. Агрессивные эмоции накапливаются как раз в печени. Если печень работает нормально, она позволяет нам совершить эти перемены к лучшему, если же нет, то это может привести к камням в желчном пузыре. Лето – это стихия огня, оно связано с сердечно-сосудистой системой. Летом часто страдают именно гипертоники, у них и так много внутреннего огня, а тут еще огонь внешний. Процедуры по очищению и укреплению организма тоже надо проводить в соответствии с сезонами. – А что вы скажете о влиянии цигун на продолжительность жизни? В Китае бытуют легенды о том, что мастера цигун в 90 лет уходят в горы и там продолжают свои практики. Но мы не имеем документальных свидетельств на эту тему, кроме биографии одного китайского мастера по имени Люй Цзы Цзян. Он в 90 лет стал победителем турнира по ушу, а умер в 119 от того, что, возвращаясь с вечеринки, споткнулся о камень и разбил себе голову. Как вы считаете, это единичный случай активного долгожительства или все практикующие цигун живут долго? – Ну почему же только Люй Цзы Цзян? Есть еще Ли Цин Юнь (1677–1933), даосский практик цигун, ушу и китайской фитотерапии, который, согласно фиксированным письменным источникам, прожил 256 лет. В Китае сейчас работают целые институты по изучению влияния цигун на жизнь и здоровье человека, они решили подойти к этому с научной точки зрения. Например, проводили исследования среди пожилых людей, занимающихся цигун. Первое, что выяснилось, – ни у кого из них нет никаких признаков остеопороза, у всех крепкие кости и гибкий позвоночник. И что наиболее важно – это ясное сознание. Можно дожить и до ста лет, не вылезая из больниц и питаясь исключительно энергией своих близких. В традиционном Китае нет культа молодости, который пришел к нам с Запада. У них считается, что пожилой человек наиболее ценен, чем молодой, за счет своей мудрости и накопленного опыта. И если он к этому возрасту совершенно здоров и полон сил, то может обучать молодое поколение, как достичь таких же результатов. Потому что это постоянная работа, нет никакой таблетки от всех болезней, нет эликсира бессмертия, который можно выпить и жить долго и счастливо. Активная здоровая старость – это результат постоянных тренировок, начиная с молодости. Но, к сожалению, в среде молодежи очень мало людей, которые сознательно относятся к своей жизни и здоровью. А что касается этих китайских легенд, то в цигун есть определенные техники, направленные на обретение бессмертия. – Они хотят достичь бессмертия в этом конкретном физическом теле или это все же метафора? – Сложно сказать, потому что именно таких людей единицы и мы о них практически ничего не знаем. Это называется «выплавление пилюли бессмертия» или «взращивание бессмертного зародыша». Если кратко охарактеризовать этот процесс, то практикующий создает энергетическую структуру, в которую потом и переносит свое сознание. Старое тело уже не нужно, его можно оставить. – А вы себе личной целью ставите обретение бессмертия, создание нового тела? – Нет, пока меня вполне устраивает эта жизнь и все, что она нам дает. У каждого человека есть много задач, которые еще нужно решить здесь и сейчас. Не все, кто стремится к бессмертию, это понимают. – Получается, вы еще не готовы к заключительному этапу? – Я всегда говорю, что я не мастер, я только учусь. На данный момент мне вполне достаточно быть здоровым, иметь гармоничные отношения со своим окружением и помогать людям. То, что произошло со мной на первой медитации, когда я увидел китайского мудреца, сейчас как раз реализуется. Я работаю инструктором по цигун и тайцзицюань и помогаю людям обрести здоровье и психическую уравновешенность. Упражнение «Подъём неба» Это упражнение увеличивает объем легких, активизирует кровообращение и циркуляцию энергии во внутренних органах, повышает подвижность и гибкость мышц и связок. Предупреждает заболевания в области плеч и шеи, балансирует энергии «инь» и «ян» в организме. 1. Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть согнуты в коленях. Руки ладонями вниз, кисти поверните так, чтобы образовать прямой угол между ладонями и предплечьями. 2. Поднимите руки вперед и вверх. При этом сделайте глубокий вдох, потяните руки к небу, держа их перпендикулярно предплечьям. Посмотрите на пальцы рук, подняв голову. Задержите дыхание. 3. Плавно выдохните ртом и опускайте руки через стороны в исходное положение. Одновременно опустите голову. При опускании рук представляем поток энергии, идущий сверху вниз, омывающий ваше тело и уносящий все негативное глубоко а землю. Повторите упражнение не менее 10 раз. Вечерний Алматы. 13 августа, 2015 год.